Волшебная гора [ Томас Манн ]
Вот это я и имею в виду, говоря о необходимости террора.
- Но носитель? Кто же носитель?
- Вы еще спрашиваете? Неужели вы с вашим манчестерским либерализмом
упустили из виду общественное учение, пожелавшее очеловечить и преодолеть
экономизм, учение, чьи принципы и цели те же, что и у христианского града
божьего. Отцы церкви называли слова "мое" и "твое" пагубными, а частную
собственность - узурпацией и кражей. Они отвергали частное землевладение,
ибо согласно божескому естественному праву земля есть общее достояние людей
и потому плоды свои приносит для всех. Они учили, что только алчность,
следствие грехопадения, защищает права владельца и создала частную
собственность. Они были настолько гуманны, настолько презирали торгашество,
что считали коммерческую деятельность гибельной для души, то есть для
человечности. Они ненавидели деньги и денежные операции и говорили, что
капитал поддерживает жар адского пламени. Они ото всей души презирали
основной закон экономики, по которому цена определяется соотношением спроса
и предложения, и клеймили использование конъюнктуры как циничную
ксплуатацию нужды ближнего. Но на их взгляд существовала еще более
греховная эксплуатация - эксплуатация времени, чудовищный произвол
заставлять платить себе премию за простое течение времени, а именно
проценты, злоупотребляя общим, данным богом установлением, каким является
время, ради выгоды одного и в ущерб другому.
- Benissimo! - воскликнул Ганс Касторп, в пылу восторга пользуясь
словечком, которым Сеттембрини обычно выражал свое одобрение... - Время...
общее, данное богом установление... Это чрезвычайно важно!..
- Совершенно справедливо! - продолжал Нафта. - Мысль о самопроизвольном
росте денег казалась отвратительной этим человеколюбцам, и под понятие
лихоимства они подводили любые ростовщические махинации, заявляя, что всякий
богач либо вор, либо наследник вора. Они шли дальше. Подобно Фоме
Аквинскому, они считали постыдным занятием торговлю вообще, торговлю в
чистом виде - то есть куплю и продажу с извлечением барыша, но без обработки
и улучшения продукта. Сам по себе труд они ставили не очень высоко, ибо он
дело этическое, а не религиозное и служит жизни, а не богу. Но постольку
поскольку речь шла о жизни и экономике, они требовали, чтобы условием
экономической выгоды и мерилом общественного уважения служила продуктивная
деятельность. Они уважали землепашца, ремесленника, но никак не торговца, не
мануфактуриста. Ибо они хотели, чтобы производство исходило из потребностей
и порицали массовое изготовление товаров. И вот все эти погребенные было в
веках экономические принципы и мерила воскрешены в современном движении
коммунизма. Совпадение полное, вплоть до внутреннего смысла требования
диктатуры, выдвигаемого против интернационала торгашей и спекулянтов
интернационалом труда, мировым пролетариатом, который в наше время
противопоставляет буржуазно-капиталистическому загниванию гуманность и
критерии града божьего. Ведь глубочайший смысл диктатуры пролетариата, этого
политико-экономического спасительного требования современности, отнюдь не в
господстве ради господства во веки веков, а во временном снятии противоречия
между духом и властью под знаменем креста, смысл ее в преодолении мира путем
мирового господства, в переходе, в трансцендентности, в царствии божием.
Пролетариат продолжает дело Григория. В нем горит его рвение во славу
господа бога, и подобно папе пролетариат не побоится обагрить руки свои
кровью. Его миссия устрашать ради оздоровления мира и достижения
спасительной цели - не знающего государства, бесклассового братства истых
сынов божиих.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
сеттембрини склонился.
- вы хотите сказать, - пояснил он, - что раннее и повторное соприкосновение со смертью влечет за собой такое душевное состояние, которое делает человека восприимчивым и чувствительным к жестокости и сухости мировой суеты, - скажем, к ее цинизму.
- так, в точности! - воскликнул ганс касторп в искреннем воодушевлении. - безукоризненно правильно выражено, нота в ноту, господин сеттембрини! со смертью! я ведь знал, что вы как литератор..
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что за варварство! Страх смерти возник в эпоху, когда культура стояла на чрезвычайно низком уровне и насильственная смерть была правилом, и вот то ужасное, что в самом деле присуще такого рода кончине, на долгое время связалось в представлении людей с мыслью о смерти вообще. Но теперь, благодаря развитию здравоохранения и укреплению личной безопасности, естественная смерть все больше становится нормой, и современному трудящемуся мысль о вечном покое, после закономерного истощения его сил, не только не кажется ужасной, но скорее нормальной и даже желанной Нет, смерть не пугало и не тайна, это простое, разумное, физиологически необходимое явление, которое можно только приветствовать, и размышлять о ней долее положенного значит обкрадывать жизнь.